Одной из целей современной системы образования является не просто воспитание любого подростка, но и развитие духовных и нравственных качеств молодого поколения путем содействия саморазвитию. Духовно-нравственное воспитание - нормы самореализации в правильных навыках и в разных ситуациях, культура общения в организации. Духовно-нравственное воспитание означает понимание ответственности, места ученика в его жизни, самосовершенствования и доброты окружающих людей и животных, а также окружающей среды и благотворительности. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание является основой для формирования личности.
Приоритетным направлением развития национальной системы образования становится нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека. Немаловажная роль в этом принадлежит программе нравственно-духовного образования «Самопознание», ориентированной на ценностное осмысление сущности человека и его места в окружающем мире.
Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это, прежде всего, оживление школьного знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии.
Опыт работы в этом направлении показывает, что интеграция на уроках учебных дисциплин, в основном, учащимися воспринимается легко, с большим интересом и желанием. Они активно отвечают на вопросы, касающиеся нравственных качеств человека. Учителя на уроках применяют такие методические приемы как позитивный настрой, рассказывание историй, пение песен, творческая работа, игры, которые имеют глубокий нравственно-духовный смысл. Если на уроке проводится игра, то она имеет ценностную направленность, если поют песню, то ее содержание способствует очищению сознания, наполнению его позитивными образами, если рассказывают историю или притчу, то последующая беседа помогает духовному росту учащихся.
На уроках гуманитарного цикла воспитание нравственной личности учащегося, проявляющей любовь ко всему сущему, к миру в целом, не представляется возможным без обращения к образам великих людей прошлого и настоящего, внутренний мир которых может выявить общечеловеческие ценности, заложенные изначально в каждом человеке. Каждый ребенок на уроке принимает активное участие в обсуждении, выдвигает свои предположения, гипотезы и выступает в качестве субъекта учебной деятельности. В основном уроки достигают поставленных целей.
В школе стало уже своеобразной традицией проведение общешкольных кругов радости. Они проводятся ежемесячно, и обязательным их условием является присутствие всех классов, педагогов. Они ориентированы на приобщение школьников к общечеловеческим ценностям. Проводят Круг радости активисты детского школьного объединения «Жас Улан».
Содержание Круга радости и Любви строится по такой примерной схеме:
-построение – на Круге радости обязательно присутствуют все классы, классные руководители, администрация, приглашаются учителя-предметники.
-приветствие – обязательным условием для позитивного начала дня является искренняя улыбка, которую дарят участники друг другу.
-объявление темы – обязательно учитывается духовно-нравственный аспект
-позитивные высказывания/рассказывание притчи –Высказывания великих мыслителей, которые озвучиваются для учащихся, также обогащают духовный мир школьников.
-подведение итогов недели – настраивает школьников на рабочий лад, воспитывает в них ответственность, дисциплинированность. Каждую неделю актив дежурного класса отчитывается перед школой за дежурство, таким образом все класные коллективы по очереди являются отвественными за порядок в школе.
- движение по кругу «Дорогою добра» - является своеобразным позитивным завершением собрания. Школьники поздравляют именников прошедшей недели, награждаются победители различных конкурсов, совревнований, олимпиад и т.п. Очень большим воспитательным потенциалом обладают такие приемы, используемые нами, как «Комплимент от класса к классу», «Эстафета добрых пожеланий». Такие приемы создают позитивную образовательную среду, способствуют раскрытию добрых чувств и хороших взаимоотношений среди всех участников образовательного процесса. Следует отметить, что данный формат вызывает интерес учащихся. Особый отклик среди учащихся находят мероприятия, связанные с такими темами, как семья и семейные ценности, дружба. Их результативность мы можем набдлюдать по эмоциональным отзывам школьников: более ярко реагируют дети из начальных классов. Школьники среднего звена более сдержаны в проявлении эмоций, однако по их устным отзывам, обсуждениям мы с уверенностью можем сделать вывод о том, что круги радости оставляют в их душах частичку света.
Классные часы по основным направлениям воспитательной работы проводятся в нашей школе по пятницам. Общей их целью является способствование духовно-нравственному развитию, активности и самостоятельности учащихся. Система проведения классных часов в нашей школе выстраивается следующим образом: проводятся классные часы, приуроченные к традиционным датам (например, посвященные Дню Независимости, Дню семьи, День общечеловеческих ценностей, День Единства и т.д.). Они являются обязательными для всех классов и отражены в годовом плане. Также проводятся классные часы, тематика которых определяется и планируется индивидуально для каждого классного коллектива самими классными руководителями, исходя из потребностей класса, возрастных особенностей.
В рамках утверждённого плана мероприятий с 6 по 14 сентября в школе было организовано празднование Дня Семьи. Учащиеся 1-4 классов приняли участие в конкурсе рисунков на асфальте прошедшего под девизом «Наша дружная семья». В своих рисунках дети отразили традиции своей семьи, совместные занятия.
В 1-11 классах прошли тематические классные часы, где учащиеся узнали о роли семьи в жизни каждого человека. Все классные часы соответствовали возрастным особенностям учащихся.
Учащиеся начального звена приняли участие в выставке рисунков «Счастливы вместе». Вожатой Касеновой Д.Ж. был проведен семейный флэшмоб для учащихся 1-х классов и родителей.
Для учащихся 7-11 классов был организован просмотр видеороликов, объединённых темой семьи. Цель просмотра: побудить участников мероприятия к р азмышлениям об отношениях в их семьях.
Библиотекарем Фроловой И.Г. для учащихся была организована выставка «Читаем всей семьей».
«Общечеловеческие ценности – основа семейного воспитания». Цель: расширение представлений об общечеловеческих ценностях как основе семейного воспитания. Задачи: раскрывать понятие общечеловеческие ценности, развивать практику общечеловеческих ценностей, воспитывать служение семье, обществу, миру.
В мероприятиях были задействованы все классные руководители. Учителем самопознания Шульга Е.В. была проведена беседа «Любовь-главное качество человека». Позитивный настрой здесь был уместен. Многие почувствовали себя легче и полностью расслабились.
На вопрос «Почему нужно всё проверять сердцем?» ученики отвечали неуверенно. Они говорили, что сердце может чувствовать, от него исходит тепло.
Классными руководителями 6-11 классов были проведены лекции. Где говорилось о любви в семье, что любовь – это и есть счастье, что счастливая семья это большая семья, где родители играют со своими детьми.
В течение I полугодия психологом школы по плану были проведены тренинги следующей тематики:
Воспитание экологической культуры учащихся является естественным звеном в духовно-нравственном развитии. В нашей школе акция ТазаLIKE реализуется через такие формы проведения, как: участие школьников в общешкольных субботниках. Волонтерское движение хорошо организовывается членами детского объединения Жас Улан. Его активисты в течение года ухаживают за «зеленым нарядом школы», следят за порядком на школьной территории, в летнее время занимаются высадкой цветов на клумбах, в активе каждого класса работают цветоводы. Бережное отношение к окружающей природе играет важную роль в духовно-нравственном воспитании молодежи: уже не первое поколение выпускников по окончании школы высаживают молодые деревца вокруг школы. В рамках Республиканского экологического часа в ГУ «Новорыбинская СШС» прошли классные часы под девизом «Экочас начни сейчас». На уроках детям была представлена информация об экологическом состоянии Земли, на слайдах показаны факторы, отрицательно влияющие на экологическое положение природы. Уроки прошли с использованием рисунков, иллюстраций. На уроках ребята совершили путешествие в мир природы. Узнали, какую роль играет человек в охране природы. Они активно беседовали, отвечали на множество вопросов, определили связь человека с природой. Так же в школе прошла акция «Сохраним пл анете жизнь», была организована выставка. По завершению классных часов учителя и старшеклассники вышли на посадку саженцев.
В школе действует добровольный клуб «Адал Урпак». Участвуя в его работе, дети осознают, что такое бескорыстное служение обществу, стране, родному краю, честность по отношению к самому себе и другим.
За время существования школы сложились свои традиции, которые вносят большой вклад в духовно-нравственное воспитание школьников. Ежегодно проходит декада «Акция - Забота». Был составлен план, по которому проводилась большая работа, в которой принимали участие администрация и учителя нашей школы, а также неравнодушные люди.
В фойе школы был оформлен стенд, в котором были отражены все мероприятия, проведенные в рамках акции «Забота». Это рисунки ребят, семейные фотографии. Среди учащихся начального и среднего звеньев был проведен конкурс рисунков «Подари ребенку тепло», лучшие работы были оценены жюри.
В нашей школе существует волонтерский отряд «Рука помощи». Ребята оказывают посильную помощь пожилым людям, ветеранам войны и труда, которые нуждаются в помощи. В своей работе ученики стараются разглядеть чужую беду, умело и быстро прийти на помощь, понять человека, которому нужна помощь. Ребята следуют заповеди : «Чужой беды не бывает». В преддверии Международного Дня Пожилого человека, волонтерский отряд навестил одиноких бабушек-целинниц. Ребята навели порядок на территории двора. Волонтерская помощь очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание.
Проведение родительских собраний на тему «Духовно-нравственное воспитание в семье». Были рассмотрены проблемы нравственного воспитания детей в семье. Семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей является необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребенка. Цель и мотив воспитания ребенка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравтсвенно богатая, жизнь этого ребенка.
Психологом школы проведен тренинг с педагогами для личностного и профессионального роста. Цель тренинга: помощь педагогам в изменении отношения к социальному окружению и к собственной личности, в умении выражать себя своими индивидуальными средствами. Личностный рост педагога изменяет общую характеристику личности педагога – расширяет диапозон гумманности, справедливости, честности, демократичности, способствует повышению эмпатии, гибкости поведения в зависимости от ситуации, профессиональной компетентности в практической передаче знаний, способность к поиску нового.
Духовно-нравственное воспитание — один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.
Считаем, что невозможно воспитать патриота без духовной опоры. Нет семейного воспитания без нравственного понимания его сути. Нельзя привить любовь к прекрасному, воспитать художественный вкус школьников, не научив их чувствовать гармонию окружающего мира. Нельзя вызвать у подростка желание вести здоровый образ жизни без осознания им норм морали современного общества. Наша задача состоит в том, чтобы все направления воспитательной системы школы гармонично сочетались бы с идеями нравственно – духовного воспитания «Самопознание», позитивно воздействуя на развитие личности подрастающего поколения.